Финансы,
10 июля 2001 г.
О страховании в лесном хозяйстве 3572 просмотра
Леса России — один из элементов окружающей природной среды и значимая сфера природопользования. Их охрана и защита, приумножение и рациональное использование являются важной задачей. Мы предлагаем возможный подход к организации страхования леса как федеральной собственности от неблагоприятного воздействия природных и антропогенных факторов и страхования гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству. Страхование в лесном хозяйстве должно стать не только экономическим инструментом, расширяющим финансовую основу возмещения ущерба, нанесенного лесам в результате неблагоприятных природных и антропогенных воздействий, но и источником средств финансирования лесоохранных мероприятий. Лесное хозяйство выделяется из ряда природоресурсных отраслей тем, что в соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ признается основным средством производства. Это накладывает свой отпечаток на решение вопросов экологического страхования применительно к этому хозяйству. При рассмотрении страхования в качестве экономического инструмента, применяемого в области охраны и защиты леса, воспроизводства и использования лесных ресурсов, следует выделять: 1) страхование леса как объекта федеральной собственности (имущества), осуществляемое собственником леса и лицами, которым участки лесного фонда предоставлены в пользование; 2) страхование гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству; 3) страхование собственности лесопользователей. Возможные возражения по организации страхования в лесном хозяйстве связаны с собственником леса. В этом случае проблема организации страхования заключалась в кажущейся на первый взгляд трудности выявления основного собственника. Возможность организации страхования леса как объекта федеральной собственности лицами, которым участки лесного фонда предоставлены в пользование, страхование гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству и добровольное страхование собственности (имущества) лесопользователей не вызывало ни у кого сомнения. Сложность при организации страхования леса как собственности представляет формирование сообщества собственников, страхующих свое имущество. Она определяется тем, что ст. 19 Лесного кодекса РФ провозглашает: лесной фонд находится в федеральной собственности. По нашему мнению, этой статьей Лесного кодекса раскрыто только правовое содержание категории собственности на лес. Наряду с отношением субъекта к объекту федеральной собственности (правовой аспект) эта категория объективно содержит еще и систему экономических отношений всех субъектов, связанных с указанным объектом. Важнейшим экономическим аспектом этих отношений является присвоение средств, получаемых в результате эксплуатации объектов собственности. В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ, субъектами отношений собственности на лес являются не только Российская Федерация, но и субъекты Федерации, а также муниципальные образования. Ст. 106 Лесного кодекса РФ гласит, что субъекты Российской Федерации участвуют в присвоении средств, поступающих от использования лесного фонда как объекта собственности: 60% средств от части лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в бюджеты субъектов Федерации и только 40% средств — в федеральный бюджет. Таким образом, Лесной кодекс РФ, включив субъекты Российской Федерации в число субъектов права федеральной собственности на лес и наделив их средствами, получаемыми при взимании платежей за пользование лесным фондом, обеспечил возможность организации рискового сообщества страховщиков из субъектов Федерации и, следовательно, обеспечил возможность организации страхования леса как объекта федеральной собственности его сособственниками. Реализация указанного положения обеспечивает соблюдение и такого важного принципа страхования, как наличие у страхователя устойчивого источника дохода для участия в страховании. В качестве иного варианта создания рискового сообщества можно рассматривать вопрос о законодательном перераспределении прав собственности на лес и средств, получаемых в виде платежей за пользование лесным фондом, а также функций, осуществляемых по отношению к лесному фонду, между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (в данном случае отнесение к их функциям функции страхования лесов). Действующее законодательство РФ позволяет рассматривать также вариант, при котором органы местного самоуправления выступают в качестве страхователей леса, находящегося на территории данного муниципального образования, с различными вариантами организации финансовых потоков по перечислению страховых взносов из средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом. Правовые аспекты и основания, на которых формируется рисковое сообщество и совершаются выплаты страховых взносов из средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, — отдельный вопрос, и в данной статье они только обозначены. По нашему мнению, страхование леса должно быть обязательным и долгосрочным, т.е. действующим в течение всего периода существования застрахованного имущества. Обязательность страхования лесов, по крайне мере на начальном этапе, диктуется необходимостью законодательного закрепления финансовых обязательств субъектов Федерации по уплате страховых взносов. Возможны различные структуры реализации отношений, связанных со страхованием леса как объекта федеральной собственности. На рис. 1 приводится схема, предусматривающая формирование страхового сообщества из субъектов Российской Федерации. Рассматривая отношения, возникающие по поводу страхования леса, следует иметь в виду, что в страховании леса могут и должны участвовать физические и юридические лица, которым участки лесного фонда предоставлены в пользование на условиях и в порядке, предусмотренных Лесным кодексом: на правах аренды, безвозмездного пользования и концессии. Состав субъектов отношений, связанных со страхованием леса, показан на рис. 1. На этом же рисунке указаны направления поступления платежей, страховых взносов, действия договоров страхования и финансирования программ охраны и защиты леса, контроля, согласования правил и тарифов, а также направления расходования средств страховых фондов — страховых выплат, средств на превентивные и репрессивные мероприятия. В качестве страховых рисков следует рассматривать: лесной пожар, массовое размножение насекомых-вредителей леса, массовое развитие болезней леса, ветровалы, затопление, подтопление и аварийное загрязнение участков лесного фонда, самовольные рубки леса, повреждения леса лосями и грызунами, а также иные предполагаемые события. Для обеспечения выполнения принятых в соответствии с договором страхования леса обязательств страховщик за счет страховых взносов формирует: резервы для финансирования превентивных мероприятий, а также дополнительный технический резерв мероприятий, направляемых на локализацию страховых случаев, который необходимо предусмотреть в структуре тарифной ставки по этому виду страхования. Денежные средства резерва превентивных мероприятий могут быть использованы для финансирования затрат: по профилактике лесных пожаров и противопожарному обустройству участков леса; на лесопатологические обследования участков леса и надзор за развитием на них вредителей и болезней леса; по созданию материально-технической базы, необходимой для проведения мероприятий по предупреждению возникновения страховых случаев; по научно-исследовательским и проектным работам в области профилактики и ликвидации последствий страховых случаев, борьбы с уже наступившими бедствиями во время страховых случаев. Денежные средства резерва превентивных мероприятий целесообразно направлять лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, территориальным базам авиационной охраны лесов, научно-исследовательским и проектным организациям. Получателями страховых выплат (выгодоприобретателями) должны стать территориальные органы управления лесным хозяйством как представители лесного фонда. В соответствии с договорами, учитывая величину понесенного ущерба, страховщики после страхового случая производят выплаты, предназначенные для возмещения ущерба лесхозам, связанного, в частности, с ликвидацией последствий неблагоприятного воздействия путем расчистки и лесовосстановления. В качестве инструмента внедрения и развития страхования в лесном хозяйстве можно предусмотреть создание федерального и территориальных фондов обязательного страхования леса, которые должны стать структурными элементами соответствующих фондов страхования в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (фонды экологического страхования), создаваемых как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в целях выполнения закона (законов) об обязательном страховании и реализации государственной политики в указанной сфере. Основной задачей федерального фонда обязательного страхования леса должно стать осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного страхования леса в России. Основная задача территориальных фондов — финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного страхования леса. Чтобы фонды обязательного страхования леса стали необходимыми элементами системы обязательного страхования, их следовало бы наделить полномочиями налагать финансовые санкции на плательщиков, нарушающих порядок уплаты страховых взносов, в том числе взимать пени, недоимки, налагать штрафы. Суммы скрытых и заниженных взносов, недоимок, штрафов должны взыскиваться с плательщиков в бесспорном порядке. Включение финансовых средств страховщиков в систему финансирования органов управления лесным хозяйством позволит повысить эффективность функционирования системы охраны и защиты леса за счет дополнительного ее финансирования, поскольку страховщики объективно заинтересованы в уменьшении числа страховых случаев и размера ущерба, приводящего в конечном итоге к уменьшению производимых ими выплат. Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организаций, выражающаяся, в конечном итоге, в создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок и точном определении возникшего ущерба, оперативной выплате страхового возмещения и др. Основу оценки страховой стоимости участка леса составляет учет следующих факторов: 1) наличных ресурсов (древесины, побочных лесных пользований; второстепенных лесных материалов, живицы, лесных семян); 2) биогеоценоза (как фактора санитарно-гигиенического, почво-, поле— и путезащитного, водоохранного и водорегулирующего, обитания лесной фауны); 3) условий местообитания (как фактора воспроизводства древесной растительности, продуктов побочных лесных пользований и т.д.). При определении страховой стоимости участка леса должен использоваться рентный подход. В связи со значительной стоимостью участков леса страховая сумма на первом этапе может составлять незначительную долю от их страховой стоимости. Для сокращения размеров страховых взносов и уменьшения числа выплат по незначительным убыткам целесообразно устанавливать франшизу. Структура страхового тарифа при страховании леса как объекта государственной собственности (имущества) почти не отличается от традиционно применяемой структуры и состоит из нетто-ставки, включающей чистую нетто-ставку, и рисковую надбавку и специальную надбавку для обеспечения технического развития репрессивных мероприятий, и нагрузки, состоящей из расходов на ведение дела, расходов на превентивные мероприятия. Предметом страхования ответственности является гражданская ответственность физических и юридических лиц перед третьими лицами (собственником леса или лицами, представляющими его интересы) за нанесение ущерба лесному хозяйству. Под ущербом в данном случае понимаются расходы, которые собственник леса (или лицо, представляющее его интересы) в случае нарушения его права собственности произвел или должен произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (в первую очередь, участка лесного фонда), а также недополученные сравнительно с обычными. При страховании гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству наибольшее общественное значение приобретает не покрытие убытков, понесенных страхователем и связанных с необходимостью возмещения ущерба лесному хозяйству, а защита имущественных интересов собственника леса и сохранение окружающей природной среды. В рассматриваемом случае наиболее целесообразной является обязательная форма страхования. Такая форма гарантирует возмещение в пределах страховой суммы ущерба лесному хозяйству, нанесенного страхователем, даже если страхователь оказался после страхового случая неплатежеспособным, обанкротился, скрылся и т.д. Страхователями должны быть лесопользователи и лица, деятельность которых связана с потенциальной опасностью причинения ущерба лесному хозяйству. Под лесным хозяйством при этом понимается лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и имущество лесхозов. Лесопользователями в соответствии с Лесным кодексом РФ являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками леса, не входящими в лесной фонд в порядке аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лицами, деятельность которых связана с потенциальной опасностью нанесения ущерба лесному хозяйству, могут быть: предприятия и организации, в ведении которых находятся (которые используют) железные и автомобильные дороги, проходящие через лесной фонд; торфодобывающие предприятия, эксплуатационная площадь торфяного месторождения которых находится в границах лесного фонда или примыкает к нему; нефтегазоразведочные и нефтегазодобывающие предприятия и организации, проводящие работы в границах лесного фонда; предприятия и организации, имеющие в своем ведении линии электропередач, связи и радиофикации, а также трубопроводы, проходящие по территории лесного фонда; предприятия и организации, проводящие изыскательские работы в лесах; организации, проводящие культурно-массовые мероприятия в лесах. В качестве лиц, деятельность которых связана с потенциальной опасностью нанесения ущерба лесному хозяйству, следует рассматривать, кроме юридических лиц, еще и отдельных граждан (в том числе и предпринимателей без образования юридического лица), осуществляющих различного вида краткосрочное лесопользование (краткосрочные лесопользователи). В ряде случаев (сбор ягод, грибов, прогулки и т.п.) факт лесопользования никак не оформляется. В то же время для значительного числа краткосрочных лесопользований, осуществляемых отдельными гражданами или их группами (заготовка древесины и побочной продукции леса, кормов для животноводства, пчеловодство и т.п.), необходимым условием является юридическое оформление отношений по поводу этих пользований с органами управления лесным хозяйством (выписка лесорубочного билета, ордера или лесного билета). В этих случаях имеется возможность увязать оформление прав лесопользования с предварительным страхованием гражданской ответственности лесопользователя за причинение ущерба лесному хозяйству. Структура отношений, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству, приведена на рис. 2. В качестве страховых рисков, предполагаемых событий, сопряженных с ущербом, от которых страхователи должны застраховать свою ответственность, могут рассматриваться: огонь (пожар, поджог, взрыв); кража, порча людьми; загрязнение химическими веществами; болезни и вредители леса; сброс сточных вод; затопление и подтопление лесов водами, а также иные факторы, детальный перечень которых предстоит разработать. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству может проводиться следующим образом. Лесопользователь в процессе оформления лесопользования заключает договор страхования своей ответственности со страховой организацией и уплачивает первый (или единовременный) страховой взнос. Если лесопользование краткосрочное, то взнос может быть единовременным и страхователь может заплатить его непосредственно страховой организации. Заключение договора страхования гражданской ответственности при этом и уплата страховой организации взноса являются необходимым условием оформления краткосрочного лесопользования (получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета). Если лесопользование долгосрочное или касается отношений с другими страхователями гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству (юридическими лицами), то целесообразно обязать страхователя вносить периодические страховые платежи в территориальный фонд обязательного страхования леса, на который в этом случае возлагается контроль за правильностью и своевременностью платежей, а в отдельных случаях и принудительное их взыскание. В любом случае страхование ответственности должно быть необходимым условием оформления лесопользования. Начало действия договора страхования целесообразно совмещать с началом лесопользования. Страховые организации на основании заключенных ими договоров страхования, предусматривающих периодические платежи, заключают договоры финансирования с территориальным фондом, в соответствии с которыми последний осуществляет перечисление в страховые организации средств на обязательное страхование гражданской ответственности. Ущербы от деятельности лесопользователей и других страхователей гражданской ответственности могут быть большими, поэтому страховщикам, занимающимся данным видом страхования, так же как и страховщикам, занимающимся обязательным страхованием леса, целесообразно образовывать страховые пулы с отечественными и зарубежными страховщиками, а также проводить перестрахование как в отечественных, так и в зарубежных перестраховочных организациях. Для уменьшения размеров страховых взносов и числа выплат по незначительным убыткам следует устанавливать франшизу. Круг лиц, заинтересованных в добровольном противопожарном страховании своей собственности, находящейся на территории лесного фонда, потенциально весьма широк. К таким лицам относятся лесопользователи, предприятия и организации, перечисленные в предыдущем разделе статьи как страхователи гражданской ответственности за нанесение ущерба лесному хозяйству. В качестве лиц, потенциально заинтересованных в добровольном противопожарном страховании своей собственности, следует рассматривать граждан, собственность которых (коттеджи, дачи, садовые домики, сельскохозяйственные постройки и т.п.) находится в границах лесного фонда или на территориях, прилегающих к нему. Рассматривая добровольное противопожарное страхование собственности лесопользователей, находящейся в границах лесного фонда и на территориях, прилегающих к нему, как один из дополнительных элементов охраны леса от пожаров, представляется целесообразным использовать механизм обязательного отчисления на осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров в лесах от сумм страховых платежей (взносов, страховых премий) по противопожарному страхованию. Этот механизм должен определять конкретный размер или методы расчета величины отчислений в случаях, когда осуществляется добровольное противопожарное страхование имущества, в том числе и от лесных пожаров, а также установить порядок, обеспечивающий безусловное поступление этих отчислений от страховых организаций в фонды обязательного страхования леса (или непосредственно органам управления лесным хозяйством). Для оценки экономической эффективности введения страхования лесов, участков лесного фонда и гражданской ответственности от лесных пожаров были выполнены соответствующие расчеты, показавшие, что для решения вопросов дополнительного финансирования охраны и защиты леса страховая сумма должна составлять не более 5% от реальной страховой стоимости леса (исчисленной даже не по рыночным ценам на древесину и другие продукты леса, а по ставкам лесных податей). Для рассмотренных выше вариантов организации страхования на примере лесного хозяйства Ленинградской области была выполнена прогнозная оценка экономической эффективности результатов страхования. В качестве исходных данных были приняты следующие: страховая сумма в диапазоне от 0,5 до 5% страховой стоимости лесного фонда (потенциальной потребительской стоимости); страховой тариф в диапазоне 1-3% страховой суммы. Результаты прогнозирования показали: 1. Покрытие расходов из средств областного бюджета за счет страхования лесов составляет: а) на очистку участков леса и лесовосстановление — от 4 до 43%; б) на тушение лесных пожаров — от 2 до 100%. 2. Покрытие расходов за счет страхования участков лесного фонда только из средств лесопользователей: а) на очистку участков леса и лесовосстановление — от 2 до 19%; б) на тушение лесных пожаров — от 1 до 44%. 3. Покрытие расходов за счет страхования гражданской ответственности составляет: а) на очистку участков леса и лесовосстановление — от 4 до 35%; б) на тушение лесных пожаров — от 2 до 82%. 4. Величина страховых взносов, уплачиваемых страхователями гражданской ответственности за причинение ущерба лесному хозяйству, составляет от 1 до 15% при сопоставлении с величиной лесных доходов области. За счет применения названных выше видов страхования фактические расходы а) на очистку участков леса и лесовосстановление могут быть покрыты (в зависимости от варианта организации страхования) на 9-97%; б) на пожаротушение — на 4-100%. При этом оставшиеся в резерве финансирования репрессивных мероприятий средства переходят на следующий год. Необходимо отметить, что вопрос о замене бюджетного финансирования охраны и защиты лесов, а также лесовосстановления на участках, пострадавших от пожаров, средствами от страхования не ставится. Стоит вопрос о получении дополнительных средств на эти природоохранные цели, поскольку федеральный бюджет хронически дефицитен и на охрану и защиту лесов не выделяются достаточные средства. По этой причине речь идет о введении «страхования лесов» как одного из природных ресурсов России по минимальному варианту, что заведомо не будет серьезным бременем для страхователей. Практическая реализация страхования в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, в частности лесов, позволит не только расширить рынок страховых услуг, но и решить задачи: повышения уровня защиты имущественных интересов государства, юридических и физических лиц, снижения нагрузки на федеральный бюджет, снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, горимость лесов и ущерб, наносимый лесному хозяйству природными и антропогенными факторами, повышения эффективности использования средств, выделяемых на охрану и защиту лесов.
А.Б.ЗЛОТНИЦКИЙ, заведующий лабораторией экономики лесного хозяйства СПБ НИИЛХ, кандидат экономических наук А.П.АРХИПОВ, заместитель генерального директора ОАО «Росгосстрах», доктор экономических наук
Статья приведена без схем.
Вся пресса за 10 июля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Иные виды страхования, Исследования, Тарифы, Страхование имущества
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|